Мода на горные велосипеды (маунтинбайки) в чем-то напоминает моду на внедорожные автомобили (или стилизованные под них обычные “паркетники”). Во многих странах, включая Россию, горный велосипед в последние годы остается одной из самых популярных моделей среди поклонников передвижения на велотранспорте.
Основной причиной столь высокой популярности можно смело назвать универсальность маунтинбайков. Хотя они изначально сконструированы для катания по пересеченной местности, горные велосипеды можно часто встретить и на асфальтированных трассах в городе. При этом не стоит думать, что горожане приобретают такие байки из-за плохих дорог. Во многих городах России они вполне приличные.
Зачастую горожан привлекает в маунтинбайке не только его универсальное предназначение, но и эстетика, интересный дизайн, а также ассоциации со спортом, активным отдыхом и просто здоровым образом жизни, который так сейчас моден. Производители улавливают эти тенденции и потребности покупателей. Это отражается в расширении ассортимента выпускаемых моделей, разработке интересных технических решений, совершенствовании дизайна.
Высокая популярность и широкое использование многими той или иной вещи всегда вызывает интерес у публики к тому, как такое можно было придумать и кому вообще пришла в голову идея изобрести и внедрить тот или иной предмет всеобщего восхищения.
С велосипедами, в отличие от некоторых других изобретений, все более или менее проще. Об разработках и конструкторских находках здесь известно гораздо больше и лучше. Так получилось и с маунтинбайком. Судя по дошедшим до нас источникам, горный велосипед появился на свет благодаря усилиям немецкого инженера Игнаца Швинна.
В Германии разнообразный ландшафт, много областей с горными массивами или просто холмистой, пересеченной местностью. Сто лет назад, когда в моду среди молодежи стали входить мотоциклы, Швинну пришла в голову идея создать такой велосипед, на котором можно было бы без особого труда кататься по сложному рельефу, не прибегая к помощи мотоцикла или автомобиля. К тому же, последние далеко не всегда могли проехать там, где мог это сделать велосипедист.
Для этих целей немецкий изобретатель разработал особый тип рамы — необычный для того времени — и более широкие покрышки (больше двух дюймов) с особым протектором. Это должно было помочь велосипедистам преодолевать большие расстояния на сложном участке трассы. Модель не сразу стала популярной в Германии. А вот в США ее быстро оценили и стали выпускать под названием Aerocycle (дословно “воздушный велосипед”). Впрочем, и в США настоящая мода на маунтинбайки (или МТБ-велосипеды) пришла только через три-четыре десятилетия.
Только в конце XX столетия горные велосипеды вошли в арсенал не только обычных поклонников велопрогулок на пересеченной местности, но и в профессиональный велоспорт. Появилась специальная дисциплина гонок на маунтинбайках.
Горные велосипеды многих привлекают, как уже было сказано, не только универсальностью в использовании, но и своим внешним видом. Дизайн маунтинбайков не похож на дизайн других типов велосипедов, поэтому обладатель МТБ всегда вызывает интерес окружающих и внимание к его “железному коню”. Даже не самые дорогие модели горных велосипедов смотрятся весьма впечатляюще.
Но дизайн — не главное и не решающее преимущество у велосипедов класса МТБ. Преимуществами являются конструктивные особенности этих байков. Даже самые простые в конструктивном отношении “горники” обычно получают раму повышенной прочности особой трапециевидной конструкции У унисекс-байков такая рама имеет верхнюю трубку с заниженным профилем (иногда особой формы). Каретка в этой раме делается почти на одном уровне со втулками колес, чтобы “дорожный просвет” велосипеда был выше (что вполне понятно).
Кстати, о колесах. Для горных велосипедов характерны особые колеса с ободами повышенной прочности, более толстыми (чем у городских велосипедов) шинами и более широкими покрышками со специальным протектором. Более толстые шины служат для того, чтобы дополнительно амортизировать езду по пересеченной местности с ее подъемами и спусками, перепадами высот, кочками и другими препятствиями. По сравнению с шинами фэтбайков, шины горного велосипеда, конечно, “худее”, поэтому экспериментировать с ездой по пескам или другой подобной поверхности не стоит. Что же касается ширины и протектора покрышек, то тут все ясно. Они должны обеспечивать хорошее сцепление с поверхностью трассы и помогать велосипедисту преодолевать препятствия (в разумных пределах).
Важным преимуществом современных горных велосипедов перед другими, особенно обычными городскими или скоростными, является наличие продуманной системы амортизации. Хотя еще встречаются дешевые и простые модели МТБ без системы амортизации, все же наличие ее хотя бы на передней вилке становится стандартом. Но еще круче выглядят модели — “двухподвесы”, в которых имеется амортизация на передней и задней вилке. Правда, такие велосипеды все же рекомендуют покупать не для городских “покатушек”, а для более экстремальных поездок по местности с большими перепадами высот.
Система амортизации делит все маунтинбайки на два класса: хардтейлы с амортизацией только в передней вилке и “двухподвесы”. Первый класс наиболее распространенный и популярный. Он же как раз и считается самым универсальным, так как неплохо ведет себя как в городе, так и местах, далеких от городской инфраструктуры.
Хардтейл (досл. с англ. “жесткий хвост”) может быть как с амортизацией на передней вилке, так и без нее. Главное, что у него нет амортизации на задней вилке, как у двухподвеса. При этом тип рамы “хардтейл” характерен не только для горных байков, но и некоторых других типов велосипедов: шоссейных, туристических и др. Как уже отмечалось, для большинства современных горных велосипедов с рамой типа “хардтейл” стандартом становится наличие передней амортизации.
Возникает тогда вопрос: а зачем нужны двухподвесы, если есть вполне неплохо чувствующий себя в городе за его пределами хардтейл с одной амортизацией впереди. Двухподвесы изначально больше подходят для спортивных соревнований на маунтинбайках и поездок в горах. Они обеспечивают хороший комфорт на неровных дорогах и лучшее сцепление с поверхностью по сравнению с хардтейлом. Поэтому в последние годы двухподвесы стали все чаще попадаться среди любителей велотуризма и экстремального катания. Двухподвесы и хардтейлы — это целых две отдельных темы, о которых мы еще расскажем в отдельном очерке.
Из других особенностей конструкции, которые служат повышению комфорта и лучшей управляемости, отметим также особую конфигурацию руля. Он, как правило, у всех МТБ-велосипедов более простой формы, чем у городских моделей, почти прямой или с небольшим углом отклонения для грипсов, и вынесен немного вперед. Ширина руля несколько меньше, чем у стандартных городских моделей, что в совокупности с вышеперечисленными характеристиками повышает степень управляемости байком на неровных дорогах.
Существуют различные модификации маунтинбайков, но об этом поговорим в следующий раз.
© Элик. Все права защищены.